Подготовили: Пачкова Л.А., Болдырева А.В.
Для достижения необходимых ожидаемых положительных результатов от логопедических занятий ребёнка с логопедом требуется обязательные ежедневные занятия дома с ребёнком по развитию мелкой артикуляционной моторики. Иными словами, если Вы хотите, чтобы ваш ребёнок быстрее начал говорить правильно, необходимо приложить определенные усилия и вам, РОДИТЕЛИ!
Основная причина того, что ребёнок неправильно произносит те или иные звуки – это недостаточное развитие мышц его речевого аппарата (щек, круговой мышцы рта, губ, языка). Поэтому обязательной и неотъемлемой частью всех логопедических занятий является артикуляционная гимнастика.
Как правило логопед индивидуально подбирает каждому ребёнку комплекс артикуляционных упражнений, направленный на тренировки той или иной группы мышц, участвующих в правильной артикуляции того звука, который отсутствует в речи ребенка или искажен.
В этом случае дома нужно повторять те упражнения, которые ребёнок разучил на логопедических занятиях в детском саду. Занимаясь дома с ребёнком, играя с ним, Вы можете использовать некоторые приёмы, доступные каждому, по развитию мелкой артикуляционной моторики. Выполнять артикуляционную гимнастику нужно вместе с ребёнком, сидя перед зеркалом, два раза в день.
Каждое упражнение следует выполнять 5- 6 раз. Основная цель упражнений – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков. Но как эти упражнения сделать интересными и доступными для понимания детей?
Ответ прост – разговаривайте на доступном для понимания языке –языке «игры» или сказки.
Каждое упражнение можно обыграть, показать и рассказать, к примеру, «сказку о веселом язычке», используя игрушки, картинки, маленькие стихотворения, которые помогут быстрее запомнить упражнение и заинтересовать ребенка. Сейчас можно найти и приобрести массу изданий с советами и готовыми речевыми играми и упражнениями артикуляционной гимнастики, по их организации в домашних условиях. С нашей стороны хотелось бы предложить некоторые приемы и упражнения в сопровождении маленьких стишков, которые легко обыграть и показать ребёнку.
К стишкам и сказкам можно подобрать игрушки или картинки для лучшей наглядности. А так же добавлять движения руками, что помогает движению языка. Специалистами установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи. Вот некоторые приемы:
1.«Знакомство с язычком и его домиком»
Открываем ротик –дом,
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин ЯЗЫЧОК,
Он удобно в доме лёг.
(Широко открывать рот вместе с ребёнком)
В этом доме две стены.
Это ЩЁКИ нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом как шар раздуться.
(Надувать и втягивать щеки. Можно это упражнение назвать
«Воздушный шар».)
( Можно предложить язычку «Покрасить стены в своем домике» -при этом язык выполняет движения вверх- вниз вдоль щек. Губы при этом сомкнуты.)
Пол есть доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Это челюсть нижняя,
В домике подвижная.
(Поднимать и опускать нижнюю челюсть, выполнять круговые движения)
Потолок вверху внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по
нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери –зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери – губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку).
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет
И движения покажет.
2. «Сказка о весёлом язычке».
Жил - был весёлый язычок. У него был свой домик – ротик. (Широко
открыть рот, высунуть и показать язык). Перед домом был забор –зубы
(улыбнуться показать сомкнутые зубы - заборчик). У домика были и двери –
губы (Губы растянуть в улыбке, сложить трубочкой). Каждое утро язычок просыпался и выглядывал в окошко. (Губы открыть как при произнесении
звука «О»).
Смотрел на небо – светит ли солнышко? (Язык тянем к носу).
Смотрел вниз – нет ли луж, не идет ли дождик? (Тянем язык к подбородку).
Погода замечательная, после завтрака отправимся погулять. Но для начала нужно умыться и почистить зубки. (Делаем круговые движения языком, облизывая губы. Открываем рот широко и проводим языком по зубам, верхним и нижним, с внешней м внутренней стороны, имитируя чистку зубов.)
Теперь пора завтракать. На завтрак у нас блины с вареньем, сушки и
чай. Вот какие блины вкусные (Высунуть язык изо рта в форме блинчика), и
варенье сладкое ароматное! Вкусное варенье! (Облизать верхнюю губу языком). Еще сушки (вытянуть губы в форме буквы «О») и чай в чашке. (Язык широкий
высунуть, поднять кончик и боковые края вверх, в форме чашечки.)
Выпиваем чай!(заносим чашечку внутрь ротовой полости). Славно позавтракали. А теперь гулять! На прогулке язычок встретил своих друзей –
бегемота Гошу (рот широко открыть), лягушонка Федю (губы растянуть в улыбке, не открывая), и слонёнка Стёпу (вытянуть губы хоботком). Они пошли гулять на детскую площадку. Сначала покачались на качелях (тянем язык то вверх, то вниз поочередно). Потом покатались на катке. (язык упираясь в нижние зубы, как бы «выкатываясь» наружу). Потом покатались на горке (показать горку языком – поднять кончик языка вверх, упереться им в верхние резцы). Покатались на лошадке (Рот держать широко открытым, улыбаться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.)
Наигрались, устали нужно отдохнуть. (выложить расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать на счет до пяти). А теперь пора прощаться. Друзьям пора по домам. Язычок говорит : «До свиданья!» Машет друзьям на прощанье.(Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губку опускать на нижнюю.)
Подобные незамысловатые истории можно сочинить на разные темы, например: «Путешествия язычка в зоопарк». «Язычок на спортивных соревнованиях», «День рождения язычка» и т.д. Главное по ходу повествования выполнять гимнастику. Движениями языка можно изобразить и различных животных, и музыкальные инструменты, и спортивные упражнение, просто для этого нужно немного включить собственную фантазию. Тем самым вы не только заинтересуете ребёнка, поиграете с ним, но и достигните главной цели – будете развивать мелкую
артикуляционную моторику ребёнка.
Успехов Вам и вашему ребенку!