Вы здесь

Мяч - полезная игрушка

Подготовил инструктор по ФК: Васильев В.В.

Ведущая деятельность ребенка игровая. Это значит, что именно игра в большей степени влияет на общее развитие малыша. Может быть, поэтому игровые приемы являются наиболее действенными, когда родители хотят научить чему-либо маленьких детей или привить им полезные навыки.

К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость.

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становиться «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми ещё и потому, что «созвучен» им – такой же прыгучий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях

Как же организовать игры с мячом в семье?

  • Во – первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми.
  • Во – вторых, взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша.
  • В – третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям.

Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства. Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь.

Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.

Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры – упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.

В первые годы жизни ребенка мячи (шары) в показах взрослого используются в виде развлечения, забавы. Малыш настолько мал, что ещё не может удерживать их в руках и только с интересом наблюдает за действиями мамы.

По достижении возраста шести месяцев он уже берет погремушки, шарики и другие предметы из всех положений и удерживает их в руке. Теперь мяч выступает как средство игры – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действия руки. Это важно: предметная деятельность является одной из ведущих в ранний период жизни. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.

К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становиться не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т.п.).

Он остается значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых.

Однако первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.

Немного истории.

Когда и где появился мяч? Точного ответа на этот вопрос нет. История не знает ни точного места, ни времени возникновении мяча и игр с ним. Известно лишь, что, появившись в глубокой древности, за всю историю своего существования он претерпел много изменений. Его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой или опилками. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Оказывается, на ранних ступенях развития человечества игры с мячом носили культовый, ритуальный характер.

И лишь спустя тысячелетия мяч стал использоваться как эффективное средство воспитания ручной умелости, ловкости, развития координации движения силы и меткости.

В Беларуси  издавна были известны игры с мячом. Мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали.  Мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из кары березы, липы или ивы. Внутри они были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти: клок шерсти сначала скатывали, до тех пор, пока он не сделался плотным, после чего бросали в кипяток, вынимали, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по упругости не уступал резиновому.

Не удивительно, что игр с мячом накопилось за предшествующие века очень много – каждая со своей историей, правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя представить современный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, регби, водное поло, гольф и т.д.).

Теперь любой ребенок имеет возможность выбрать мяч для игры: из кожи, резины или пластика, желтый или красный, прыгучий или не очень, легкий или тяжелый – на любой вкус.

Педагогическая ценность игр с мячом.

Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти), активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.

Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца.

Мяч – первый предмет из жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.

В этой связи уместно вспомнить замечательные слова известного педагога прошлого Ф. Фребеля: «Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения, постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре». Мяч имеет ещё особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для дошкольного детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой.

Практические упражнения

  • Подбросить мяч вверх, поймать двумя руками.
  • Подбросить мяч вверх, дать ему упасть, после отскока поймать.
  • Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, поймать.
  • Ударить мяч о землю, поймать его после отскока.
  • Ударить мяч о стенку, поймать двумя руками после отскока от земли.
  • Ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.
  • Ударить мячом о стену, перепрыгнуть через него.
  • Перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы.
  • Перебрасывать мяч друг другу с ударом об пол.
  • Перебрасывать мяч через сетку.
  • Бросить мяч вдаль любым способом: из-за головы, от плеча, снизу.
  • Прокатить мяч, чтобы сбить кегли, кубики, фигурки.
  • Прокатить мяч между двумя параллельными линиями; между ножками стула.
  • Ударом ноги по мячу сбить кеглю /расстояние 1-3м/
  • Ударом ноги по мячу забить мяч в ворота.
  • Отбивание мяча на месте правой, левой рукой и поочерёдно правой – левой.
  • Отбивание мяча правой или левой рукой в движении.
  • Бросать мяч в корзину одной или двумя руками /расстояние 1-3м/
  • Метание мяча в вертикальную цель: ствол дерева, пометка на стене и др.
  • Метание мяча вдаль на максимальное расстояние.