Подготовил учитель-дефектолог: Шумилова С.С.
Особенности активных детей:
- Могут быть активными, даже чрезмерно, это нормальное состояние деток, познающих мир, радующихся каждому дню. Отличительной особенностью такого поведения является непостоянство, это значит, что ребенок может дать волю эмоциям, например, один-два раза в день. Такой выплеск наиболее вероятен вечером. Это защитная функция организма, позволяющая избавиться от накопившейся энергии. После такой разрядки ребенок успокаивается.
- Чрезмерная подвижность малыша наблюдается только в одном месте, например, дома. В садике он ведет себя вполне спокойно или наоборот.
- Не конфликтный, то есть он может постоять за себя, дать сдачу, но сам не провоцирует такие ситуации.
- Почти всегда веселый, жизнерадостный, полный энергии, энтузиазма.
- Нарушение сна не наблюдается.
Особенности гиперактивных детей:
- Дети излишне подвижные практически постоянно, период спокойного состояния присутствует, но продолжительность его слишком мала от 2 до 10 минут. В течение выбранного промежутка времени можно наблюдать определенную цикличность в поведении: активность – спокойствие – активность и т.д. Всегда время активности в разы превышает время спокойствия.
- Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Окружающая обстановка не влияет на его поведение. Будь он дома с родителями, в гостях, детском саду, общественном месте – он активен всегда.
- Говорит очень быстро, часто «съедая» окончания слов. Переходит от одной темы к другой, забыв закончить предыдущую мысль. Задает множество вопросов, не дает времени подумать и сформулировать ответ. Создается впечатление, что вопросы задает просто так, без цели получить на них ответ.
- Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный. Ночью часто просыпается, ворочается, плачет.
- Не способен сосредоточиться, его отвлекает любой посторонний шум. Из-за своей активности при выполнении школьных заданий совершает много ошибок.
- Не может контролировать свое поведение, эмоции. Импульсивен. Может выступать в роли инициатора ссор, драк.
Игры с гиперактивным ребёнком
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Кричалки, шепталки, молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Пусть руки пообещают, что в течение вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени, они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Затем необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Игры с песком и водой»
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у реки. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.